Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей в лагере
Отдых в детском лагере — это важный этап в социальном и эмоциональном развитии детей. Каждый возраст имеет свои особенности и потребности. Вожатому важно учитывать возрастные характеристики, чтобы сделать пребывание детей в лагере максимально комфортным и полезным. В этой статье мы даём характеристику для каждой возрастной группы, а также важные рекомендации, чтобы вы могли грамотно планировать мероприятия детям.

1. Младшие школьники (7-10 лет)

Какие они?
Важно разговаривать о своих чувствах и переживаниях с коллегами, поскольку именно они лучше всего могут понять ваши проблемы. Наверняка, и они в смене чувствуют выгорание на себе.

Дети могут испытывать страх перед новыми ситуациями и разлукой с родителями. Они требуют дополнительной эмоциональной поддержки и внимания. Многие первый раз уезжают так далеко и надолго от родителей. Ваша поддержка им очень необходима.

Плюс ко всему дети в таком возрасте очень активны, они любят игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия. Поэтому если не обеспечивать их активной физической нагрузкой в течении дня, будьте уверены, они найдут как выплеснуть энергию на пробежке по коридору или пряжками на кровати у себя в комнатах.
0/1
Что с ними делать?
Если программа лагеря недостаточно насыщенная, имеет много свободного времени, в ваших интересах будет это время заполнить. Подготовьте список активных игр на свежем воздухе, проводите небольшие спортивные соревнования или эстафеты в свободное время. Подумайте о простых творческих мастер-классах, чтобы успокоить детей перед тихим часом.

Обеспечьте детям возможность регулярно общаться с родителями по телефону. Это поможет им чувствовать себя более уверенно и спокойно. Но следите, чтобы дети часами не висели на телефоне.

Станьте для таких детей внимательным старшим наставником, помогайте адаптироваться к новым условиям и завести новых друзей. Дети в таком возрасте очень любят слушать поучительные истории, сказки. Возьмите это в свой арсенал, ведь таким образом можно отлично прорабатывать проблемные ситуации в отряде, не говоря о них напрямую.
0/2

2. Средний школьный возраст (10-13 лет)

Какие они?
Дети в таком возрасте стремятся к независимости, они ищут себя. Задача вожатых - дать им возможность принимать самостоятельные решения. Но при этом не пускать все на самотек, а создавать безопасную среду для самоопределения.

Для детей становятся очень важными понятия дружбы, принадлежности к определенной группе сверстников. Они могут испытывать эмоциональные качели, быть более чувствительными к мнениям сверстников и склонными к конфликтам. Поддержка взрослого им очень необходима, однако очень часто они могут в порыве эмоций её отвергать.

Интересы и увлечения детей выходят для них на первый план. Для вожатых это отличная возможность разговорить и настроить к себе даже самого неразговорчивого подростка.
0/1
Что с ними делать?
Дайте детям возможность раскрыться, поощряйте инициативу, хвалите не столько за результат, сколько за сам процесс. Организуйте мероприятия, которые позволят детям демонстрировать и развивать их интересы и хобби. Обсуждайте трудности, с которыми они сталкиваются, всячески старайтесь демонстрировать им свою поддержку. Дети в таком возрасте любят, когда с ними говорят, как со взрослыми, но иногда позволяют им все же оставаться детьми.

Включайте в программу лагеря групповые проекты, чтобы научить их работать в команде и решать возможные конфликты. Будьте готовы предложить эмоциональную поддержку и помощь в сложных ситуациях. Обеспечьте пространство для обсуждения их проблем и переживаний.
0/2

3. Старшие школьники (13-16 лет)

Какие они?
Подростки все еще активно ищут свое место в социуме. Это может сопровождаться эмоциональными перепадами и внутренними конфликтами. Особенно, если подростку сложно найти друзей в начале смены.

Ребята в этом возрасте менее активны, их сложнее увлечь по-настоящему. Методы для более младших с ними не работают. Отрядное время тоже имеет смысл перепланировать, добавить больше атмосферных мероприятий, разговоров и сложных игр. Всего того, что они любят.

В первые дни они значительно более закрыты, чем дети младше. Вам следует постараться, чтобы завоевать авторитет. Пожалуйста, не прибегайте к методам дешевого авторитета. Вы должны быть старшим наставником, с которого хочется брать пример. Вообще личный пример отлично срабатывает для выстраивания отношений в начале смены. При этом оставайтесь открытыми и доброжелательными.
0/1
Что с ними делать?
Организуйте более сложные и увлекательные мероприятия, такие как квесты, обсуждения на актуальные темы, мастер-классы по интересам. Пусть их программа отличается от мероприятий для более младших. Дайте подросткам возможность принимать участие в организации лагерных мероприятий и проявлять лидерские качества. Это поможет им развивать уверенность в себе и навыки управления.

Позвольте подросткам иметь пространство для самостоятельного принятия решений, но при этом оставайтесь доступными для консультаций и поддержки. И,конечно, помните про личные границы. Стучитесь при входе в комнату, давайте немного личного пространства, уважайте их мнение, но при этом контролируйте.
0/2
Каждый возраст в лагере - это свои плюсы и свои проблемы. Учитывайте возрастные особенности детей и старайтесь создать максимально комфортную и поддерживающую атмосферу. В лагере нет более простого или сложного возраста, вожатому нужно просто быть готовым к работе с любой возрастной группой.